
Узбекистан на пороге решительной и неукоснительной борьбы с коррупцией
26 декабря 2025 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обратился к парламенту и народу страны с ежегодным Посланием, в котором подвёл итоги года и обозначил приоритетные направления развития республики на среднесрочную перспективу.
Лидер Узбекистана поставил масштабные задачи по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления, наметил среднесрочные цели перед экономическим блоком правительства, перспективные направления общественного развития.
В речи Шавката Мирзиёева по своей тональности и решительности особо выделилась тема борьбы с коррупцией, ставшая своеобразным предупредительным сигналом государству и обществу. Лидер Узбекистана анонсировал «чрезвычайное положение» по противодействию коррупции в 2026 году, назвав это зло серьезной угрозой, препятствующей развитию государства, подрывающей справедливость и верховенство закона, ослабляющей атмосферу доверия в обществе.
О переходе от деклараций к жёсткой политической линии свидетельствует заявление Президента о том, что допущение коррупции – измена реформам, и что никто не останется без контроля, независимо от занимаемой должности и званий.
Эти слова не просто декларация намерений и озвучивание позиции с высокой трибуны. Они подкреплены реальными действиями. Спустя считанные дни – 30 декабря 2025 года Президент подписал указ, направленный на дальнейшее совершенствование системы предупреждения и противодействия коррупции, представляющий собой фундаментальный шаг вперёд в антикоррупционной политике Узбекистана.
Указ принципиально меняет систему противодействия коррупции в стране, что проявляется в переходе от реактивных мер (только наказание) к системному управлению рисками коррупции, формировании унифицированных стандартов менеджмента и сертификации, усилении роли цифровых платформ и информационной прозрачности, защите и поощрении гражданского участия, и межведомственном взаимодействии на постоянной основе.
Это означает, что борьба с коррупцией становится интегрированной частью государственного управления, а не отдельной сферой правоохранительной деятельности.
Новый указ вводит современные инструменты управления и оценки эффективности, повышает ответственность руководителей за результаты, формализует цифровые механизмы взаимодействия и усиливает социальную мотивацию в борьбе с этим злом.
Кроме того, документ предусматривает формирование единых механизмов взаимодействия между всеми участниками антикоррупционной деятельности на основе кластерной модели. Его цель — выявление и устранение коррупционных рисков ещё до их трансформации в правонарушения.
Кластерная модель предполагает межсекторальное взаимодействие государства, экспертного сообщества и институтов гражданского общества. Это важный шаг к интеграции усилий разных институтов. Тем самым, государство выходит за рамки моделей, где борьбу против коррупции ведёт только одно ведомство, и приближает систему к коллективному управлению рисками.
По сути, новый документ меняет саму логику антикоррупционной политики в Узбекистане.
И это неспроста, поскольку борьба с коррупцией стоит среди первоочередных задач в повестке дня руководителя Узбекистана. После вступления в должность Президента в декабре 2016 года одним из первых системообразующих законов, подписанных Шавкатом Мирзиёевым, стал Закон «О противодействии коррупции» от 4 января 2017 года.
Последующие годы ознаменованы формированием институциональных основ и кардинально нового этапа борьбы с этим злом. Был создан специализированный антикоррупционный орган, активно развивалась цифровизация государственных услуг, внедрялись механизмы прозрачности в сфере лицензирования и государственных закупок, сформировалась практика антикоррупционной экспертизы законодательства.
В 2024–2025 годах особое внимание было уделено развитию внутренних механизмов противодействия коррупции в государственных органах. Комплаенс-службы стали рассматриваться как инструмент раннего выявления коррупционных рисков и повышения персональной ответственности руководителей.
Данный подход соответствует международной практике и свидетельствует о стремлении выстроить в государственном аппарате механизмы саморегуляции.
Введение с 2026 года антикоррупционной кластерной модели стало институциональным выражением нового подхода.
Таким образом, Узбекистан последовательно движется от карательной модели противодействия коррупции к системной, профилактической и институционально ориентированной политике. Послание Президента Шавката Мирзиёева парламенту и народу Узбекистана служит отправной точкой и идеологической опорой в деле неукоснительной борьбы с коррупцией и достижения стратегических целей государства до 2030 года.